Исследование суточного ритма гибкости. Человек испытывает значительную тугоподвижность после сна или в определенное время суток.
Имеет ли при этом место поддающееся количественному измерению снижение амплитуды движений? Одним из первых, кто выявил колебания уровня гибкости на протяжении суток, был Озолин (1952, 1971). Наибольшая амплитуда движений отмечается в промежутке с 10:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:00, а минимальная — рано утром.
По мнению Озолина (1971), причина, «очевидно, связана с непрерывными биологическими изменениями (ЦНС и мышечного тонуса) на протяжении суток». Джиффорд (1987), ссылаясь на работу Стоктона с коллегами (1980), обнаружил максимальное
увеличение уровня гибкости в период с 8:00 до 12:00.
Как уже отмечалось, во время сна нагрузка на позвоночник минимальная и диски как бы разбухают, абсорбируя жидкость из тканей. Следовательно, общая длина тела увеличивается, а волокна дисков подвергаются большему напряжению (Вог и др., 1994).
Однако в процессе повседневной деятельности лишняя жидкость очень быстро ВЫВОДИТСЯ ИЗ ДИСКОВ. Адамс, Долен и
Хаттон (1987) определили три существенных последствия суточных колебаний величины нагрузки на поясничный отдел позвоночника:
1 — «разбухание» обусловливает повышенную тугоподвижность позвоночника во время
его сгибания в поясничном отделе после пробуждения;
2 — рано утром для связок дисков позвоночника характерна более высокая степень риска повреждений;
3 — амплитуда движений увеличивается к середине дня.